PAEI и 3d-типология
Типология Адизеса вызывает иллюзию того, что она работающая. Однако же одно и тоже качество у него относится к разным функциям. Скажем P может относится и к производству, и к продажам. И вроде такое реально может быть, однако же в таком случае типология перестаёт быть рабочим инструментом и требует кучи разъяснений. Собственно, об этом и говорит куча книг Адизеса.
Впрочем, у PAEI есть довольно сильная корреляция с 3d-типологией. И если объяснить её в рамках 3d-модели, она становится много более понятней.
И действительно, E можно отнести к красному вектору, P – к оранжевому, А – к коричневому, I относится к вертикали чёрный – жёлтый и, строго говоря, не является управляющим качеством.
Начнём с того, что P у Адизеса – это результат, в тоже время A – процесс.
Действительно, по типу нервной деятельности люди делятся на эти два класса. Это ещё у Гиппократа было отмечено.
В 3d-типологии материальные люди способны выдерживать длительные нагрузки, а следовательно, имеет потенциал поддерживать процессы.
В противовес им нервная деятельность идеалистов носит рваный характер. В силу этих причин они склонны достигнуть результата, после чего расслабиться.
Т.о. целевые функции – это E и Р, а процессные – А и I.
«E» (красный) как раз генерит цели. Это действительно тип предпринимателя. И часто завершив один бизнес, такой тип может начать другой. E хватает энергии за счёт экстравертности на такие свершения. Кстати, зелёный тоже вполне себе генератор. Но у него нет управляющего потенциала.
«P» (оранжевый) более детально подходит к процессу реализации. Он именно работает с деталями за счёт интравертности.
«A» как раз призваны устаканить процессы в организации. И этим может заниматься и коричневый, и фиолетовый.
А вот коммуникация носит не только внутренний характер, но и внешний. По идее коммуникация призвана установить связи с внешним миром и прежде всего с клиентами. Т.е. это в основном продажи. И это непосредственное общение с клиентами.
Конечно, организацией новой рекламной компании могут заниматься E и P. Но это не есть непосредственная коммуникация.
Что касается внутренней коммуникации – то это, безусловно, тоже важная функция. Но зависит она от того, как организованы процессы.
Впрочем, человек- коммуникатор, безусловно должен быть. Например секретарь на рецепшине, через которого разруливаются общие проблемы и через которого осуществляется внутреннее оповещение.